Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Дата: 3 ноября 2017 в 10:39, Обновлено вчера в 11:17

Пункт коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП) – подразделение образовательного учреждения ГУО «Средняя школа № 18», целью деятельности которого является создание коррекционно-развивающей среды, реализующей программу коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной речи.

Основными задачами деятельности ПКПП (кабинета учителя-дефектолога) являются:

- исправление нарушений устной и письменной речи обучающихся;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей усвоения образовательных программ;

- разъяснение специальных знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Содержание и организация деятельности ПКПП определяется нормативными предписаниями Кодекса Республики Беларусь об образовании (ст.15), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» (ред. от 12.10.2012) и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, регламентирующих работу ПКПП.

Оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте коррекционно-педагогической помощи осуществляется учителем-дефектологом Куропятник Натальей Александровной.

Общие сведения:

Дата рождения – 10.02.1966

Образование – высшее

Специальность по диплому – дефектология

Квалификация по диплому – учитель-дефектолог

Трудовой стаж – 35 лет

Общий стаж (в должности учителя-дефектолога) – 20 лет

Дата начала работы в ГУО «СШ № 18 г. Бобруйска» – 1991 год

Категория – высшая

Учитель-дефектолог осуществляет свою работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся, обследуя их, определяет структуру и степень выраженности имеющегося дефекта; комплектует группы для занятий; проводит групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций; работает в тесном контакте с учителями, воспитателями ГПД, психологом школы и другими специалистами.

Основная цель коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога на 2020/2021 учебный год: построение системы коррекционно-развивающей работы в ПКПП для обеспечения равных стартовых возможностей обучающимся, имеющих трудности в обучении и общении, обусловленные речевым недоразвитием при взаимодействии всех педагогов и родителей учащихся начальной школы.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы в 2019/2020 учебном году:

- создание предпосылок, необходимых для предупреждения трудностей первоначального

 обучения грамоте (или навыка письма);

- формирование обобщённых представлений: речеслуховых, речедвигательных, зрительно-

 пространственных, зрительно-двигательных, необходимых для овладения стойким и

 правильным навыком письма;

- создание комфортного воспитательного, образовательного, развивающего пространства;

-развитие фонематического восприятия и других фонематических процессов (дифференциация

 звуков речи, звуко-буквенный анализ и синтез, слоговой анализ и синтез и др.);

- развитие артикуляторно-голосового аппарата и просодической стороны речи;

- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации

 звуковой стороны речи;

- формирование, развитие и совершенствование грамматической стороны речи;

- развитие связной речи;

- профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;

- развитие психических процессов, связанных с развитием речевой функции: зрительного и

 слухового внимания, памяти восприятия мышления, сенсомоторных координаций и т.д.;

- формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения

 обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;

- формирование у обучающихся позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие их

 способностей, функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения.

Зачисление обучающихся в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется приказом руководителя учреждения образования (директором школы №18 М.В. Либер) на основании следующих документов:

- заявления законного представителя обучающегося;

- заключения государственного учреждения образования «Центр коррекционно-

 развивающегося обучения и реабилитации г. Бобруйска»

График работы

Куропятник Н.А., учителя-дефектолога

пункта коррекционно-педагогической помощи

на 2020/2021 учебный год

ДНИ НЕДЕЛИ

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

понедельник

09.00-14.00; 15.00-17.30

вторник

12.00-17.00

среда

09.00-14.00; 15.00-17.30

четверг

11.00 – 18.00

пятница

09.00-14.00; 15.00-18.00

Среди учащихся, поступающих в начальную школу, фиксируется определённое количество детей с различными отклонениями в речевом развитии. Эти дети нуждаются в своевременной коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог не имеет возможности оказать помощь каждому обучающемуся. Но в рамках консультативного сопровождения при сотрудничестве с родителями (законными представителями) учащихся, такая помощь возможна.

Уважаемые родители!

Если у вашего ребенка есть нарушения речи или проблемы в овладении школьной программой, вы можете получить консультацию у учителя-дефектолога.

Четвертая суббота каждого месяца в 10:30 (кабинет №11)

График проведения

тематических консультаций

в ПКПП

на 2020/2021 учебный год

ТЕМЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

подготовка ребенка с отклонениями в развитии к обучению в школе

сентябрь

как пополнить словарный запас

октябрь

артикуляционная гимнастика

ноябрь

как организовать логопедические занятия дома

декабрь

как готовить с детьми домашнее задание

январь

учимся различать закрытые слоги и односложные слова

февраль

как освоить технику чтения слов

март

почему не успевает ребенок

апрель

недетские проблемы леворуких детей

май

Информационно-методическое обеспечение, рекомендуемое родителям (законным представителям) учащихся и педагогам, а также всем, у кого появился общий запрос на логопедическую помощь специалиста.

Интернет-ресурсы в помощь педагогам учреждений общего среднего образования

http://www. asabliva. by

http: //logopediya.com

http://www.logoped-sfera.ru

http: //defektolog.by

http://www. logopedmaster.ru

http: //defectus.ru

http://www.adeli-metod.ru

http: /defektolog.info/tiki/tiki-index.php

http: /disgraphik.narod.ru/

http://dyslexia.ru/index.php

Интернет-ресурсы в помощь родителям (законным представителям) обучающихся

http://2mm.ru/razvitie/721

http://abvgd.russian-russisch.info/tht/logo/g3.html

http:// www.rebenok.com.info/libraru/games56796

http:// www.olesya-emelyanova.ru/igrushki_kubiki-rasskazhi_skazki.html

http://adalin.mospsu.ru/1_01_00/1_01_04b.shtml

http:// www.rebenok.com/catalog/7014

http://www.logoped-sfera.ru/tag/pesochnaya-terapiya

http://www.logoburg.com

http://www.umka.by

http://www.7ya.ru/article

http://www.mishka.by/dyhatelnaya-gimnastika

Электронные образовательные ресурсы для всех участников коррекционного процесса:

- развивающие компьютерные программы;

комплексная программа развития интеллекта «Адалин», «Адалин: развитие речи», «Адалин: подготовка к школе», «Адалин: развитие интеллекта» (Российская Федерация, психологический центр «Адалин», 2009г.)

«Весёлый художник» (Российская Федерация, Data Sun «Бука», 2004г.)

«Гарфилд первоклассникам» (Российская Федерация, Руссобит-М, 2005г.)

«Фантазёры. Волшебный конструктор» (Российская Федерация, ООО «Новый диск», 2008г.)

- специализированные компьютерные программы;

программный комплекс по основным направлениям коррекционно-развивающей работы «Умничка»: социально-бытовая ориентировка «Делаю сам»; пространственное ориентирование «Я ориентируюсь», «Мир звуков», развитие зрительного восприятия «Весёлые испытания», «Мир в рисунках»;

развитие познавательной деятельности «Я познаю мир», «Я и мир вокруг» (Республика Беларусь, БГПУ, 2010г.);

по формированию представлений об окружающем мире: «Лента времени», «В городском дворе» (Российская Федерация, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (далее – ИКП РАО), Кукушкина О.И., 2002г.);

по развитию предметно-практической деятельности «Мир вокруг меня» (Республика Беларусь, УП «ИНФОТРИУМФ, 2010г.);

по формированию элементарных математических представлений «Состав числа» (Российская Федерация, ИКП РАО, Кукушкина О.И., 2002г.);

по формированию математических знаний, умений, навыков «Специальное образование. Математика 1 – 5 класс» (Республика Беларусь, УП «ИНФОТРИУМФ, 2010г.);

- специальные программы-тренажёры для развития зрительного восприятия

«Тир», «Галактика», «Льдинка», «Карусель», «Охота» (Российская Федерация, НПФ «ВИДА», 2007г.)

Методические, теоретические и практические пособия и материалы (печатные источники)

Литература, рекомендованная по исправлению недостатков устной речи (произносительной стороны речи)

Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. М., 2007

Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит?

Коноваленко В.В. Автоматизация звуков у детейц. Комплект из 4 альбомов. М., ГНОМ, 2007

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Комплект пособий по закреплению произношения поставленных логопедом звуков.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой дизартрии). Спб., 2001

Нищева Н.В.Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп.

Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. СПб. Дельта, 2001

Парамонова Л.Г. Нарушения звукопроизношения у детей. СПб. Дельта, 2001

Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. СПб. Дельта, 2001

Тихонова Е.С. Практические упражнения и задания для устранения речевых трудностей у детей с ОНР.

Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Л.Н. Стрельниковой. М., 2001

Интернет-магазины

Книжный Интернет-магазин «Лабиринт» (www.labirint.ru);

Интернет-магазин «Всё для логопеда» (www.logopedshop.ru);

Интернет-магазин «Книжная лавка логопеда» (www. logopedkniga.ru).

Интернет-магазин учебно-методической литературы (www.UCHMAG. RU)

Литература, рекомендованная по исправлению недостатков устной речи (нарушение навыка чтения)

Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 2003

Корнев А. Н. Дислексия и неспецифические нарушения чтения: материалы третьей международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., 2007

Корнев А. Н., Ишимова О. А. Методика диагностики дислексии у детей. СПб., 2010

Визель Г. Г. Нарушение чтения и письма дошкольного младшего школьного возраста. М., 2005

Иншакова О. Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма. СПб., 1997

Ястребова А. В., Бессонова Т. Н. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007

Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв.

Азова О. И. Занимательное чтение («Конфетка»).

Оморокова Н. И. Совершенствование чтения младших школьников.

Лалаева Р. И. Устранение оптической дислексии и дисграфии.

Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции младших школьников. СПб., 2008

Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма младших школьников. СПб., 2003

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Правильное произношение и чтение. М., 2000

Алтухова Т. А. Коррекция нарушений чтений у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. Белгород, 1998

Иваненко С. Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи. М., 1987

Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. М., Владос, 2005

Сюзева Н. П. Занимательное упражнение для развития навыка чтения. Журнал «Логопед» с. 92 № 1/2011

Бугрименко Е. А., Цукерман Т. А. Чтение без принуждения. М., 1987 (Задан. 34а, 39)

Заика Е. В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. Вопросы психологии. 1995 № 6 с. 43-54

Засорина Л. Н., Плюснина Е. М., Данилова Н. В. Навыки громкого чтения. С.-П., 1996 (Задан. 37, 38, 49)

Локалова Н. П. Как преодолеть медленное чтение у школьников. Начальная школа (Приложение к газете «Первое сентября») 1998, № 18 с. 4

Свободина Н. Г. Коррекция нарушений письма. М.: ТЦ Сфера, 2018

Федорин Е. Д. Я учусь читать. М.: Московский лицей, 1993

Мамаева В. В. Как помочь ребенку научиться читать. Санкт-Петербург, 2006

Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006

Корнев А. Н., Старосельская Н. Е. Как научить ребенка читать и думать. СПб., «Паритет», 2001

Колесникова Е. В., Телышева Е. П. Развитие интереса и способностей к чтению детей 6-7 лет. М., 2000

Узорова О. В., Нефедова Е. А. Практическое пособие для обучения детей чтению. М., 2010

Мурылева И. С., Мурылев Ю. В. Обучение грамоте: читаем и пересказываем. М., 2018

Предлагаем вашему вниманию текстовый материал, памятки, рекомендованные по исправлению нарушений процесса чтения (дислексия).

СЕНТЯБРЬ:

«Подготовка ребёнка

с отклонениями в развитии к школе»

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. Однако не все дети, переступившие порог школы, психологически являются школьниками.

Процесс адаптации имеет большое значение для дальнейшего развития ребёнка и во многом зависит от внимательного к нему отношения учителей и родителей. Особая проблема - адаптация детей с теми или иными отклонениями в развитии.

Родители и учителя заинтересованы в том, чтобы каждый ребёнок учился хорошо, рос физически и психически здоровым. Однако известно, что не для всех детей адаптация в школе проходит быстро и гладко. Нежелание ходить в школу, выполнять домашние задания, утомляемость ребёнка, нервные срывы, развитие невроза – довольно распространённые жалобы родителей.

Каковы же основные виды неготовности и связанные с ними особенности адаптации к школе?

Готовность к школе зависит от большого числа самых различных факторов: образовательного уровня родителей, состава семьи (полная или неполная), методов воспитания, состояния здоровья ребёнка, особенностей его развития, начиная с внутриутробного развития. Чем менее приходит ребёнок в школу, тем длиннее и труднее для него период адаптации.

Для детей, не достигших школьной зрелости, запредельными станут в первую очередь физические нагрузки. Наблюдая за такими детьми, учитель замечает, как их работоспособность падает к концу урока, а к концу учебного дня, учебной недели – накапливается утомление.

Небольшой энергетический запас не позволяет им продолжительное время заниматься умственной работой, воспринимать объяснения учителя, организовать собственную деятельность. Уже к середине урока им тяжело сидеть за партой, следить за осанкой. Если учитель не учтёт все эти особенности, то очень скоро такой ребёнок окажется стойким неуспевающим с трудностями уже и личного плана: негативным отношением к школе, нежеланием учиться. В итоге это может привести к возникновению невроза и другим отклонениями в психическом здоровье.

Критерием школьной зрелости ребёнка может служить его работоспособность в течение учебного дня, учебной недели или обратный показатель – утомляемость ребёнка.

Готовность ребёнка к усвоению научных знаний обеспечивается уровнем сформированности психических функций: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи. Здесь основными критериями готовности выступают произвольность познавательной деятельности, способность к обобщениям, развёрнутая речь, использование ребёнком сложноподчинённых предложений.

Большое значение имеет развитие эмоционально-волевой сферы: способность ребёнка соподчинять мотивы, управлять своим поведением. Если готовность психических процессов рассматривать как инструмент для овладения новыми знаниями, умениями, навыками, то базой для успешного усвоения учебных знаний можно назвать умственное развитие ребёнка, т.е. определённый запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, различных сторонах общественной жизни, моральных нормах поведения.

Третья составляющая готовности к школе, т.е. готовность личности, прежде всего включает в себя желание ребёнка стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Появление такого желания к концу дошкольного возраста связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестаёт удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который даёт ему игра.

Важной стороной готовности является сформированность качеств личности, помогающих ребёнку войти в коллектив класса, найти своё место в нм, включиться в общую деятельность. Не имея таких качеств, ребёнок работает в классе только в том случае, если учитель обращается непосредственно к нему. В остальное время он как бы отсутствует на уроке: не может продолжить за своим соседом стихотворение, не слышит ответов товарищей. Неумение ребёнка объективно оценить результат своей деятельности, своё поведение и, следовательно, адекватно отнестись к замечанию учителя, к отметке ведёт к ещё большим трудностям в адаптации к школе. Закрепившееся негативное отношение к учёбе, к школе может стать препятствием на пути всего дальнейшего обучения.

Процесс адаптации ребёнка к школе имеет большое значение для всего его дальнейшего развития. Как он пройдёт и как скажется на здоровье ребёнка – во многом зависит от внимательного отношения к нему и его трудностям учителя и родителей.

Нередко в классе встречаются дети с невротическими «нарушениями», проявляющимися в замедленном темпе деятельности, или с гиперактивностью. Ребёнок как бы «спит на ходу», всё делает чрезмерно медленно, «копается без конца», зашнуровывает долго ботинки, вяло ест. Он не успевает выполнить задание за отведённое время. Такой ребёнок всегда в числе отстающих. Родители этого ребёнка жалуются, что он своей медлительностью выводит их из себя. Они рассматривают такое поведение как непослушание, упрямство. Однако такой ребёнок при наличии достаточного времени может выполнять задание вполне успешно. Если объяснять материал достаточно медленно, то он понимает не хуже других детей. Таких детей нельзя постоянно понуждать к деятельности, требовать быстрого, безоговорочного выполнения заданий – это только ещё больше затормаживает его.

Двигательная расторможенность (гиперактивность) характеризуется беспокойством, нетерпеливостью, непроизвольным ускорением речи, неустойчивостью внимания, разбросанностью и непоследовательностью. Чем больше замечаний получает такой ребёнок, тем сильнее он возбуждается.

После перенесённых заболеваний, особенно инфекционных, в связи с изменениями центральной нервной системы в результате травм головного мозга, а также вследствие умственных и эмоциональных перегрузок у детей развивается астения, характеризующаяся повышенной утомляемостью, снижением работоспособности. Находясь в состоянии утомления, астеничный ребёнок не усваивает учебный материал, перестаёт понимать объяснения учителя, у него падает активность, нередко появляются признаки расторможенности, он становится плаксивым и капризным.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.